Главная » 2017 » Февраль » 17 » Родословная свинговых танцев
11:53
Родословная свинговых танцев

 

Недавно мы говорили о том, чем хастл похож на спортивный бальный танец румба, и чему полезному можно научиться у исполнителей румбы.

Однако есть не один танец, а целое течение в мире танцев, которые связаны с хастлом не только визуально, а внутренне, генетически. Это – свинг, а также все его предшественники и производные.

Что такое свинг

Свинг – это, прежде всего, музыкальное направление, которое доминировало в американской музыке в период от Великой депрессии до конца Второй мировой. Но мы все-таки занимаемся танцами, а не музыкой, поэтому музыкальный аспект нас интересует меньше… хотя полностью обойти его нельзя – слишком близко связана идеология этих танца и музыки. Более того: это было целое мировоззрение .

Говорят, что когда Луи Армстронга спросили, что такое чувство свинга, он ответил, - если вы задаете этот вопрос, и не чувствуете этого, то вы наверное ни когда и не поймете что это такое.

Свинг – это одновременно одно из направлений джаза, и в то же время он шире, чем весь джаз, т.к. на свинге строится и ряд других направлений. Если говорить чисто технически, то свинг (англ. swing — покачивание) — это род внутренней музыкальной пульсации. Она создается за счет отклонения ритмики от основных метрических долей. Первая из каждой пары играемых нот продлевается, а вторая сокращается, музика получает волнообразное движение, производя впечатление раскачки, или свинга. Эта «раскачка» была настолько само собой разумеющейся, что даже в нотной записи ноты писались равными, но исполнялись в ином ритме (и так до сих пор).

А если говорить о сути, то «свинг предстает как широкая культурная константа, выражение духовной свободы в музыке». И танец и музыка свинг неразрывно связаны. Они дышали одним воздухом. В 30-ые годы если вы были музыкантом, вы открывали двери этим идеям с помощью инструмента, а если были танцором, вы интерпретировали их с помощью технических вариаций в танце.

Вот старый джазовый джедай рассказывает, как правильно делать свинг.

Artie Shaw - Class in Swing

(а вот, для самых интересующихся, длинная и умная статья о музыке свинг)

Свинг (теперь все же о танце), конечно, появился не на пустом месте.

 

Свинг: генезис

Прямо в первые годы 20 века заканчивается викторианская эпоха, и огромное количество демократичных танцев, раньше живших в среде черных, стало популярно и среди белых. Чего стоят одни названия: Путаник янки, Техасская тряпка , Вертлявые скачки, Виляющая бочка, На корточках, Чесотка, Молотьба, Жатва (Yankee Tangle, Texas Rag, Fanny Bump, Funky Butt, Squat, the Itch, the Grind, the Mooche) .

20-е годы - время бурного развития танцев, это был танцевальный бум в Америке. Но прежде всего это Чарльстон (Charleston). Он получил тотальное распространение, все хотели его танцевать! Европа пала перед ним так же, как и Америка. В большой степени его связывали с многочисленными молоденькими эмансипированными девушками, которых называли флапперами (от англ. – хлопушка). Они предпочитали танцевать поодиночке и демонстрировать в танце презрение к старым традициям. Так как классов чарльстона не существовало, обеспеченные люди стали брать уроки у собственной обслуги: кухарок, горничных и прачек! Они, живущие дыханием улиц, освоили этот танец сразу.

Эмансипированный чарльстон на палубе:

Чарльстон послужил прообразом первых свинговых танцев. А некоторые полагают, что чарльстон и был первым свинговым танцем.

О том, что творилось тогда, можно примерно понять из нарезки серии фильмов про джазовые танцы, снятых Мурой Ден (Mura Dehn). Однако необходимо помнить, что они сняты в 40-50 года, т.е. гораздо позже. Что творилось в живой танцевальной среде 20-30-ых, можно только воображать, т.к. все это происходило за границами «парадного» мира и не попадало в поле зрения телекамер.

В марте 1926 года в Гарлеме в Нью-Йорке открыл двери танцевальный зал Savoy Ballroom. Это событие стоит отмечать всем современным танцорам социальных танцев, так как оно было эпохальным: в отличие от многих других клубов, в которых было правило входа "только для белых", белые и черные танцоры танцевали здесь вместе. Здесь развивался джаз, а благодаря присутствию великолепных танцоров, чуть ли не каждый день изобретались новые стили. Впрочем, изобретались и в других местах.

Вот чисто джазовый Shim Sham. Говорят, был изобретен, когда музыканты оркестра во время чьего-то соло переминались с ноги на ногу.

Big Apple отличался тем, что его танцевали по кругу, поэтому танец требовал много места. Он был весьма популярен, так что некоторые заведения, возможно, опасаясь что им переломают мебель, вешали таблички "Места для Big Apple нету!!"

Еще были шэг (целая куча шэгов, до наших дней дошли Collegiate Shag, Carolina Shag и St. Louis Shag), Бальбоа, Tap, Breakaway... Jitterbug - изначально так на слэнге называли трясущихся алкоголиков, страдающих "белой горячкой". Затем слово применили к танцорам раннего свинга, конечно, в ироническом ключе. Однако прижилось, т.к. было в точку. Jitterbug - это был не сколько конкретный танец, сколько собирательное название различных стилей, или название самого процесса исполнения свинга.

Оценим точность выражения:

 «Чтобы полностью прояснить схему этого танца, мы нарисуем траекторию танцоров на полу». Наслаждаемся:

Но вот – пришло время линди-хопа. 20 мая 1927 года американский летчик Чарльз Линденберг (Charles Lindbergh) совершил первый одиночный безостановочный перелет через Атлантику. Связь его имени с танцем очевидна, однако точное происхождение, конечно, мифологично.

Танцоры, как и Линдберг, много времени проводят в воздухе. («В этом танце в воздухе проводят больше времени, чем на земле»). Вот насколько это не шутка:

Но это было только начало. Очень скоро линди хоп превратился в нечто не имеющее аналогов ни до, ни после. Держитесь крепче за стул, чтобы не взлететь подобно Линдбергу:

Конечно, это не документалка, это отрывок из фильма «Hellzapoppin». Не социальный танец, а постановочный. Но три танцора, которые участвовали в этом клипе – конечно, не актеры, это Френки Мейнинг, Норма Миллер и Эл Минс, которые потом стали ключевыми фигурами в период возрождения Линди Хопа в 80-е.

 

Свинг: исход

Все мастера первого поколения не преподавали и ушли из жизни где-то в 50-60 годы. Никто из тех, кто возрождал линди-хоп, не смог найти старых джедаев. Школ не было. Что учиться, нужно было идти на вечеринку, вдохновляться, воспроизводить и импровизировать. Самое главное было иметь ритм. В противном случае все было безнадежно. Но если танцор имел ритм, никто не мог сказать ему, что правильно или не правильно.  

Эпоха биг-бендов, и свинга, и линди-хопа закончилась почти одновременно, во время после Второй мировой. Говорят, что людям было тяжело все, что напоминало о довоенных временах. Может быть, сыграл просто экономический фактор – биг-бэнды были дорогим удовольствием.

Рок-н-ролл и буги-вуги также имели свинговую основу. Возникли и другие танцы, такие как твист и др. Но это были одиночные танцы. А потом наступило время рока, и танцевать вообще стало не принято – под рок «оттягивались», а потом «рубились». Однако потом настал ренессанс. Людям все-таки свойственно танцевать.

 

Свинг: наследие

Конечно, не совсем корректно говорить о «наследии», т.к. свинг никуда не делся. Но, с другой стороны, он и изменился значительно, и породил массу других танцев (а еще очень маркетинговые заголовки получились, я не смог удержаться).

В свинге в полной мере можно быть старым ворчуном, который говорит «разучились щас танцевать, вот раньше танцевали!..» - действительно, по танцевальному безумию нынешний свинг просто в подметки не годится. Да что говорить, судите сами по любым лучшим образцам. Вот например финалисты чемпионата мира

Однако свинг распространен повсеместно, от социальных вечеринок до высоких спортивных подмостков – в виде танца джайв, который, конечно же, полностью изменил выразительный характер, но основу сохранил.

Если нарисовать эволюционное древо, то получится нечто такое: линди-хоп, свинг (как название конкретного танца, линди-хоп на 4/4), буги-вуги, би-боп, рок-н-ролл, твист, диско и хастл. Да, хастл тоже является наследником свинга, само такое его название более популярно в русскоязычном мире, а так он широко известен как disco swing и four-count swing (свинг на 4 счета). Мы назвали его последним на «древе», но это не значит, что это вершина эволюции. Просто систематика требует назвать его вслед за диско, т.к. они генетически связаны.

Несомненно, самым современным из свинговых танцев является WCS, West coast swing. Это элегантный и утонченный современный танец, характеризующийся плавными скользящими движениями. Особое внимание уделяется удобному взаимодействию, музыкальности, импровизационности. На соревнованиях по WCS принято ставить не меньше 2х разностилевых песен для одной пары танцоров (отобранных также случайно, по жребию) – и в такой обстановке нужно проявить свое умение ипровизировать, мгновенно находить общий язык с партнером, выражать настроение музыки – с чем опытные танцоры прекрасно справляются.

На протяжении своей эволюции свинг утратил необузданность юных дней, но зато неизмеримо приобрел в выразительности, разносторонней музыкальности. Он так же современен, как 80 лет назад, и пределов его адаптивности не видно. 

 

 

 

Просмотров: 391 | Добавил: dvit83 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
avatar