Танцы — это спорт?

Если вам этот вопрос кажется простым, значит, вы еще не знакомы со средой социальных танцев, вам не попадались фанатики любого из вариантов ответа на этот вопрос, готовые обозвать оппонента последними словами за то, что он сомневается в том, что танцы — это спорт/не спорт, вы еще не видели обсуждений на форумах, разраставшихся до размеров 80 и больше страниц переливания, фактически, из пустого в порожнее.

Почему я говорю именно о социальных — потому что в среде спортивных бальных танцев таких вопросов не возникает, там все тотально уверенны в том, что ДА, КОНЕЧНО СПОРТ, у меня дочка по 4 часа в день 6 дней в неделю пашет, вы сначала так попробуйте, а потом...

То же самое в классической хореографии — там наш сакраментальный вопрос не вызывает никакого ажиотажа, потому что все знают, что танец — это искусство.

А вот на каких-нибудь сайтах-каталогах вы столкнетесь с этой проблемой с другой стороны, т. к. танцы могут быть как в «спорте», так и в «искусстве» и в «хобби». И вот этот разброс с невинностью младенца вскрывает суть проблемы: танцы находятся на пересечении спорта, искусства и приятного времяпровождения.

И, кстати, лестный для социальных танцев вывод — здесь спорят о «спортивности» больше всего потому, что социальные танцы наиболее богаты в способах проявления. Они могут быть и спортом, и искусством, и приятным досугом — не теряя своей сути. А вот спортивные бальные (СБТ) или балет, к сожалению или счастью, не могут. Если бальник не хочет выступать на конкурсах, его и из конкурсной группы исключат, и отношение тренеров будет другим, и вообще — сплошной «когнитивный диссонанс». А еще можно включить фантазию и представить социальную вечеринку балерин, где они собрались потанцевать — так, чисто для себя, для души...

Слышал весомый аргумент: «Вы когда-нибудь видели, чтобы скульпторы устраивали соревнования между собой? Вот поэтому и соревнования танцоров невозможны». Аргумент подкупает своей красотой — даже не сразу понятно, что возразить, хотя очевидно, что все не так. Здесь просто сужение темы. Скульптура — это область искусства, эстетики. В эстетике нельзя соревноваться, т. к. это вопрос вкуса. Можно сказать «это мне нравится больше или меньше», но вашему соседу может сказать все наоборот. Невозможно определить, кто «пришел первым».

"некоторым людям нравится ваш танец, независимо от результата, а есть некоторые люди, которые не любят его, и не полюбят, даже если вы выиграете.

Майкл Малитовски

Кстати, как раз по этой причине СБТ не включены в программу Олимпийских игр (и пока нет даже подвижек в этом направлении) — отсутствие четких критериев судейства. Правда, и у фигурного катания, и у художественной гимнастики, которые существуют очевидно где-то в близкой сфере, такие критерии есть. Поэтому не факт, что разработать объективную систему оценивания в бальных танцах невозможно.

Еще раз повторимся: ситуация в СБТ или балете однозначнее, потому что однозадачнее. Говоря по-простому, там есть консенсус мнений о том, к чему должен стремиться субъект в процессе реализации идеальной сверхзадачи в данном виде деятельности:). А в социальных танцах — нет.

Социальные танцы более древние (именно из них вышли спортивные танцы), многогранные (их гораздо больше видов), «аутентичные» (они ближе к изначальным задачам танца — межполовая коммуникация), массовые (танцевать их может каждый).

В своей массе они менее зрелищные, не регламентированные (в предельном случае вообще не существует понятия «правильно» или «неправильно» в танце), стихийные.

Поэтому в социальных танцах есть место всему.

Хобби.

Можно просто приятно проводить время, посещать неограниченное число вечеринок (в городе с населением от миллиона это можно делать каждый день, а на выходных вовсе не ложиться спать). Не доставлять неудобств парнерам, одеваться в свежее, улыбаться — этого достаточно чтобы быть если не звездой, то равноправной планетой в этом мире. Минимальный этикет, и все. Танцевать сложно — не обязательно. Иногда даже вредит, особенно если переувлечься сложностями и забыть про партнера.

Искусство.

Можно реализовывать себя, танцевать понравившуюся музыку, снимать об этом видео, готовить концертные номера, изменять танцевальную стилистику, делать танец сколь угодно индивидуальным, миксовать разные стили, реализовать любые творческие идеи. В большей степени это прикладное искусство, хотя вполне возможно заниматься и «высоким».

Спорт.

Можно «играться в спорт», т.е. заниматься приятной физкультурой или фитнессом. Можно выступать на соревнованиях, тренироваться, ставить цели, рости. Если для начинающих взрослых серьезные бальные соревнования фактически недоступны, то в социальных можно почувствовать себя «как настоящий спортсмен», попробовать ту часть жизни, которая оказалась закрытой из-за того, что родители в детстве не затянули в танцевальную секцию. А можно делать и полноценный спорт высоких достижений.

К сожалению, по этому вопросу в танцевальной среде есть конфликтность. Некоторые бальники уверенны, что спортом занимаются только они, а для «социальщиков» находят уничижительные эпитеты. Один из распространенных - «вот дети во дворе гоняют в футбол, это тоже спорт?» Если эти дети имеют тренера, проводят по 15 часов в неделю в тренировках, готовясь к соревнованиям с соседним двором, ездят на сборы — то это самая суть спорта. Спорт — это деятельность, связанная с мобилизацией внутренних ресурсов, нацеленностью на прорыв и преодоление, соревновательностью.

не для слабаков;)

Типичный танцор

Стереотипом, т. е. поверностным и навязчивым суждением является «социальные танцы — это для неудачников в бальных». Процитирую тут Павла Катунина, одного из топовых танцоров соушела России (хастл, вест-кост свинг).

«В бальных танцах я осуществил мечту поездить со своими выступлениями по Европе. На знаменитом турнире Blackpool во взрослой номинации вошел в ТОП-90, а там начиная с 60 места — сильнейшие пары, чемпионы своей страны.

Но в хастле оказалось гораздо больше свободы, возможностей для самовыражения, путей развития в той или иной стилистике. Огромный выбор музыки, под которую можно танцевать, и среди партнёрш вариантов много — хоть десяток за один вечер поменяй (а у бальников это долгий и сложный процесс). Взаимодействию и музыкальности уделяется гораздо больше внимания — все это я нашел в хастле, и с тех пор свое танцевальное развитие связываю именно с ним».

Напоследок длинная, но очень яркая цитата с одного из бесконечных флеймов на танц.форумах. Она примечательна тем, что пишущий ее начинает с выражения пренебрежения к социальным танцам, но в конце приходит к противоположным выводам. Литературовед бы сказал «литературная честность автора победила его сюжетные установки». С сокращениями:

«В социальных танцах очень примитивный бейсик, иногда он существует просто для галочки... Как мне показалось, бейсик в социальном танце нужен в основном тренерам, которые получают денежки за тренеровку этого самого бейсика.

..Этические представления в социальном танце базируются на мужском шовинизме..

..Можно еще немного написать о музыкальности и ритме, но писать особо нечего, они в большинстве случаев либо крайне примитивны, либо в целом отсутствуют..

НО:

..У меня есть вопросы, на которые я не нахожу ответа, ни в среде танцоров, ни на форуме. Неужели вот эти дети, которых с полутора лет отдают в бальные танцы, тренируются только для того, чтоб выйти на конкурс с пустой трибуной? Эти мальчики, которые пропускают уроки по физике и математике, тратят свое время только ради поездки на нередко коррумпированный турнир? Он может стать любым экстраклассом, однако об этом будет знать его мама и узкая внутрибальная тусовочка, возможно даже только в границах РФ, тк в реальности Крикливых единицы и одного старания явно недостаточно, чтоб достичь его результатов. Не факт, что выучив чачу вместо физики или математики, он добьется чего-то существенного по жизни. Это не похоже на ровную дорогу в успешное будущее, особенно с учетом уже упомянутой коррупции. Не факт, что даже танцуя как Малитовский, он станет хорошим тренером. А сколько таких уйдет по дороге к заветным буквам?

Тысячи людей болеют в прямом смысле слова бальными танцами, кладут свое будущее на алтарь этой эстетики и красоты, иногда даже не осознавая этого, тратят колоссальное время у зеркал, наматывают километры паркета, получают уникальный навык... и всё? Турнир, кубок за 300 рублей, грамотка и медалька? Вот эти платья, сверкающие всем спектром, потрясающие прически, ночи без сна, таблетки от паники, это всё для неоднозначных судей на полторы минуты? Эти безумные родители, которые при всех верещат на своих детей после заходов за какой-нибудь промах так, словно поймали ребенка с сигаретой. Детишки потом откроют свою школу? Серьезно? С навыком чачирассс и детством-юностью, проведенным в вакууме зеркал и паркета? Куда более вероятно, что их ждет высококвалифицированный труд мерчендайзера или менеджера по продажам, а вечером их наймут предприимчивые социальщики на какой-нибудь женский стайлинг или клубную латину за 1 000 руб\группа, потому что в отличие от бальных, группы социальных танцев набиваются с удивительной стабильностью. Может им лучше экономическое образование, MBA, бухучет?

Удивительно, что даже в Москве нет ни одного места, где бальные танцоры могли бы славно провести время за чашечкой чая, прилично одетые, в компании друзей, просто потанцевав именно в свое удовольствие. Удовольствие от танца - это ведь именно то, ради чего все начинают, а вовсе не эти членские взносы, федерации, престарелые судьи, дети губернаторов, местечковая политика и прочая грязь.

Как следствие, не меньшее разочарование вызывает обучение бальным танцам взрослых людей. Взрослыми я называю контингент 25+. После посещения нескольких московских групп в именитых и не очень клубах, возникло стойкое ощущение, что тренера не умеют или не знают, как именно надо работать(!) со взрослыми. Разочарование вызывают не только групповые занятия, но и индивидуальные. Можно только посочувствовать людям, которые несколько лет посещают тренера, но при этом на общем фоне их результаты не выделяются, и это, увы, не единичные случаи. Кроме того, если дети и подростки еще не до конца осознают происходящее, и им, возможно, все равно, не вызывает сомнений, что взрослые хотели бы танцевать не только с тренером на индивидуальных занятиях и закрытых от любопытных глаз конкурсах. Но это всё, что бальные танцы могут предложить, в то время как социальные тренера всего за 4-6 месяцев открывают таким же взрослым дивный новый мир танца и социального общения со всеми причастившимися и разнообразные варианты досуга. Именно социальные тренера в настоящее время претворяют в жизнь элементарный постулат: чтобы научиться танцевать, надо танцевать. К обучению взрослых бальные тренера подходят, на мой взгляд, халатно, без особого интереса. Найти тренера, которого заинтересует ваш результат, а не ваши финансовые возможности, зачастую задача не одного года. И тренеров можно понять, где потом эти взрослые используют этот навык? На корпоративной вечеринке поставят номер?:) Тренер в данном случае остается заложником системы, в которой нужен турнирный результат. Нередко приходится слышать, что начинать в некотором возрасте уже поздно. При этом остается неясным, что именно поздно начинать? Бешеную турнирную гонку? - Возможно. Но взрослые не только за этим приходят..

В результате во взрослых группах оседает весьма загадочный контингент, который, такое ощущение, годами ходит за этаким своеобразным фитнесом. И это происходит даже с учетом того, что многим взрослым, гораздо больше чем молодежи, очевидна огромная культурная и эстетическая пропасть, которая отделяет бальные танцы от социальных, к которой надо относиться бережно и с уважением.

Мне достаточно грустно приходить к такому выводу, но, именно социальные танцы на текущий момент дают людям всех возрастов именно то, ради чего они в большинстве случаев начинают тренироваться».

Просмотров: 166 | | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar