Как развить чувство ритма? Азбука танцора

Ритм для танцоров особенно важен, особенно в социальных танцах, так как они импровизационные, состоят из "блочных" элементов, которые должны вкладываться в музыку. Если ты танцуешь связку, то достаточно запомнить, где начать. Если импровизацию - ритм нужно слышать все время.

Также о самых базовых вещах, которые упоминаются и в статье, рассказывается в этом видео:

Слушаем ритм, шагаем в ногу

Часто говорят: «у меня музыкального слуха нет, я ритм не слышу». Это заблуждение: чувство ритма не относится к музыкальному слуху. Более того: ритм чувствуют даже абсолютно глухие люди. Они могут жестикулировать в ритм, шагать в ритм. Это потому, что ритм имеет двигательную, а не слуховую природу. Ритм может быть не только у звуков, это — любое развертывание событий во времени. Не составит труда почувствовать, например, ритм равномерных световых вспышек и даже «прохлопать» его — т.е. придать звуковое выражение незвуковому явлению.

Мы «держим ритм» движениями. Многие видели, как гитаристы притопывают в такт или «кивают» головой. А как же академические музыканты, которые играют неподвижно? Они так же держат ритм телом. Просто их движения крайне малы, почти незаметны. Это могут быть еле ощутимые сокращения каких-то групп мышц. Дирижеры на репетициях говорят музыкантам во время длинных пауз — «пульсируйте!», т.е. даже не играя, все равно держите в теле течение ритма.

Танцуйте с нами соло джаз,
и у вас не будет никаких проблем с ритмом

В некотором смысле у танцора даже есть преимущество перед музыкантом: его «ритм» полностью выражается в движении. Иными словами: не развитие чувства ритма помогает шагать в музыку, но само шагание в музыку помогает слышать ритм.

Как устроен ритм

Ритм можно образно определить как нарезку времени, в нашем случае — времени звучания музыки, на равные отрезки.

Отрезки отмечаются какими-то звуковыми событиями. Чаще всего это звуки ударных инструментов, но может быть и бас-гитара, инструментальная мелодия, голос. Сейчас мы будем говорить только об ударах (=хлопках). В нашей схеме каждая черточка-отсечка — это удар.

Эти отрезки — достаточно короткие. Если они длятся примерно более 2х секунд, их становится сложно ощущать — мы не можем точно определить, когда начнется следующий «отрезок», начинаем «плыть» в ритме. Но тогда мы можем легко выкрутиться, разделив каждый отрезок на 2 равных, более коротких.

Однако и такое разделение не очень удобно. Когда все наши отсечки одинаковые, их также неудобно считать: они как бы «сливаются», «рябят в глазах». Поэтому мы начинаем разнообразить их: чередовать сильные и слабые удары:

Сильные удары (в музыке их называют сильными долями) — это аналог ударений, которыми мы «членим» нашу речь.

На каком «расстоянии» друг от друга могут располагаться сильные доли? Практически не так уж много вариантов: на каждый второй или третий удар (музыкальную долю). Все более длинные структуры стремятся «распасться» на две более мелкие. Четырехдольные делятся как 2+2, пятидольные — как 3+2 или 2+3, шестидольные — как 3+3 (но не 2+2+2). Мы не будем продолжать, так как эти варианты относятся к области чистой теории.

Если перейти к танцевальной практике, то разнообразие вариантов в популярной музыке невелико. 90% ее имеет размер 4/4. Более редкие случаи — 2/4, ¾, 6/8. Все остальное, как правило — удел академической музыки, где может быть все))

В этой дроби для нас важна только верхняя часть — числитель. Он показывает, до скольки считать. В 4/4 считаем до четырех. Каждая первая доля будет сильной. Если мы хлопаем, ее нужно отметить более сильным хлопком.

А как же отмеченное нами стремление распасться на более мелкие части? Оно также проявляется: на самом деле в четырехдольном размере есть еще одна выделенная доля, третья. Но она полусильная, сильнее, чем 2 и 4, но слабее, чем 1. (Именно этим отличается размер 2/4 от 4/4: в первом каждая сильная доля равна остальным, а во втором они чередуются посильней-послабей).

Упражнения для развития ритма

Устройство для отсчитывания ритма – метроном.
http://virartech.ru/game/metro/
С ним можно ознакомиться для визуализации ритма или чтобы услышать "голый ритм", без иных звуков. 

1. Включите музыку и хлопайте в такт на все основные удары ритм-секции: тум-тум-тум…
2. Определите первую долю по более сильному удару, акценту. С первой доли также, как правило, начинается куплет и припев, вступает вокалист. Она повторяется каждые 4 удара. Считайте вслух от 1 до 4 и снова.
3. Поделитесь на 2 части в группе или с напарником. Один хлопает только 1 долю, а второй — все 4. Затем поменяйтесь.
4. То же самое, только теперь один хлопает только 1 и 3 долю, второй — 2 и 4.
5. Начните хлопать музыку. Теперь пусть напарник выключит звук (но не остановит проигрывание) на 5-6 секунд и включит обратно. Стремитесь к тому, чтобы сохранить ритм и «сойтись» с ним, когда музыка зазвучит.
6. Учитывайте, что, как правило, быстрый ритм держать легче, чем медленный! Начинающие, как правило, на медленном ритме начинают ошибаться в сторону ускорения. Поэтому начинайте с быстрых песен, и переключайтесь на все более медленные.
7. Все, что вы делали хлопками, делайте шагами. Вслух продолжать считать можно и нужно. Шагать сначала на месте, затем — с перемещением в танцевальной фигуре.

Также визуализировать ритм и поиграться с ним можно в любой программе создания звука. Однако телесные упражнения эффективнее, ведь нам надо уметь создавать ритм в себе.


Подписывайтесь на наш канал Ютуб
и наслаждайтесь ритмами в танце


Прокачиваемся до экспертного уровня

(Читать это не обязательно прежде, чем будет освоен предыдущий цикл).

Микропульсации

При более глубоком подходе следует сказать, что то, что «большие» музыкальные доли — это проявление более мелких, которые еще называют «микропульсациями». Т.е. крупные доли не просто можно поделить на мелкие, их нужно делить, чтобы чувствовать музыку точнее.
Делить размер на более мелкие полезно всегда. Как минимум, ускорять в 2 раза: считать 4/4 на 8. Для этого между каждым счетом вставляем «и»:

1-и-2-и-3-и-4.

1. Прохлопайте достаточно медленную мелодию с промежуточными счетами (-и-) так, чтобы все основные счета точно попадали в музыку. 
2. Затем попробуйте хлопать 4 доли, добавляя добавочную восьмую в одной из долей, например, в четвертой:

1 — 2 — 3 — 4-и-1...

Постепенно переставайте считать цифры, высчитайте вначале место, где надо вступать – нужную долю, а далее хлопайте уже по внутреннему ощущению: пам — пам — пам — па-па-пам — ... (там где было 4-и-1).

Подвигайте эту добавочную долю в разные места такта: 2-и-3, 3-и-4. Затем попробуйте добавить 2 восьмые в 1 такт.

3. Прохлопайте затакт – восьмую и следующую четвертую: например «и-раз», «и-три». Попробуйте это с любой из долей, с любыми двумя долями в такте: 1 и 3-ей, 2 и 4, 3 и 4.

4. Прохлопайте только восьмые доли, пропуская четвертые. Т.е. в такте у вас должно получиться 4 удара, ложащиеся между четырьмя основными.

Овладеть этим счетом абсолютно необходимо танцору, т.к. очень многие действия, например, повороты выполняются в 2 раза быстрее основного ритма музыки. 

Но для еще более тонкого отыгрывания музыки, если мы хотим сделать еще большее количество действий за 1 счет, мы используем деление на шестнадцатые доли. Считается это так:

1-а-и-а-2-а-и-а-3-а-и-а-4. 

Прохлопайте ритм сперва восьмыми, как в примере выше, а затем добавьте какие-то из промежуточных счетов, например:

1---и-а-2---и---3---и-а-4-и…

Теперь пульсируйте «про себя» промежуточные «и», и отбивайте некоторые 16-е:

1------а-2-------3-------а-4   

Больше, чем такт

Единицей музыкального метра (рисунка повторяющихся долей) является такт – промежуток от сильной до сильной доли («одна четверка»). Несмотря на то, что пульсация в такте может распадаться на более мелкие удары, сами такты одновременно стремятся к объединению. В поп-музыке, о которой мы в основном говорим, есть устойчивая единица – «восьмерка». Метрически 2 «четверки», которые входят в восьмерку, полностью равны друг другу. Однако их единство вполне хорошо ощутимо за счет вне-метрических элементов: мелодии, партии баса и ударных (музыкальная фраза, которую ведет инструмент, длится 8 долей). Из-за этого конец первой четверки часто ощущается как незавершенность, а второй – как завершенность.

Итак, нужно уметь мыслить музыку восьмерками: например, заход в какую-то фигуру – выход из фигуры.

Однако и это не все. Восьмерки тоже стремятся к объединению. Это 4 или чаще 8 восьмерок, соотв-но, 8 или 16 тактов (64 доли!) - квадрат. Почувствовать это не так сложно – это как раз границы куплета или припева.

Умение выстраивать конструкцию на несколько восьмерок позволяет точно попасть в музыкальный акцент, сделать «точку» в начале куплета, отметить яркое музыкальное событие внутри композиции, которые чаще всего приходятся как раз на смену "квадратов".

Все это посчитать не так сложно, как кажется. Восьмерка считается просто на 8 счетов, т.е вторая четверка – как 5,6,7,8. Все последующие восьмерки можно начинать считать с их порядковых номеров, заменяя «раз» на нужную цифру: «два-два-три-четыре», «три-два-три-четыре», «четыре-два-три-четыре». Это совсем не сложно и осваивается гораздо быстрее, чем базовое чувство такта.

Синкопы

Теперь разберем последнее понятие, обязательное для понимания танцора. Это – синкопа. Синкопа – это появление сильной доле там, где она не предусмотрена «обычным», простым ритмом.  Синкопа может падать на любой из основных или промежуточных счетов («-и-», -«-а-»), и этим создает интересные ритмические конфигурации. 

Визуализация разных синкоп и как они ощущаются:

1. Прохлопайте синкопы в музыке. Песен с синкопами можно найти очень много, просто обычно мы не обращаем на них внимания. Синкопированный ритм воспринимается как "интересный". Примеры:

Adele - Send My Love
Faydee - Can't Let Go
Kaleida - Think

2. Возьмите обычную, «квадратно-дискотечную» музыку.  Пробуйте добавить сильные доли «в самые неожиданные места»: сначала просто на слабые доли (2,4), а затем на промежуточные счета (и-а-1). 

Уже сейчас вы можете примерно понять, как устроена такая музыка, состоящая из одного ритма. Можете понаходить в ней все, о чем мы говорили: восьмые доли, синкопы, смены ритмов на квадратах и т.п.

У танцора есть уникальная возможность – не только обыгрывать танцем существующие синкопы, но и создавать свои, добавляя акцентные движения или позировки на слабые счета. Только с этим нужно быть крайне осторожным: недостаточно точно выполненная синкопа будет смотреться как выпадение из ритма, зато четко поставленный дополнительный акцент почти наверняка вызовет «вау-эффект» у аудитории. 

И напоследок — бонус о том, как велика стихия ритма))


 

Просмотров: 20764 | | Рейтинг: 3.4/26
Всего комментариев: 0
avatar