Ведение и следование в танце

Ведение в социальном парном танце – основа основ. От ведения зависит все остальное – удобство танца, красота танца, эмоции, удовольствие. Обычно в этом месте танцоры спортивных бальных танцев возмущаются: «У нас тоже ведение очень важно! У лучших пар мира полная взаимосвязь». Это так, и там ведение важно для совершенства, но в том-то и дело, что им часто жертвуют на начальных этапах, и могут годы танцевать в рамках одного танца две отдельные партии. А в социальных танцах без ведения нет вообще ничего.

О ведении даже пишут целые книги, но начинающий танцор читать их вряд ли станет, так как еще не понял важности этого. Тут излагаю свои мысли, ориентированные именно на начинающего танцора.

Как научиться танцевать по ведению

Рамочка. Коннекшн. Взаимодействие

Когда я говорю «ведение», я, на самом деле, имею в виду 2 процесса: ведение и следование. Они очень различны, но при этом неразрывно связаны. Из этого можно развить целую философию, но хватит с нас и той проблемы, что нам нужно назвать это все одним словом, да еще и научиться этому.

Три слова в заголовке все относятся к ведению-следованию, хотя и с разных сторон.

Рамочка – это то, через что передается ведение. На первом занятии мы узнаем, что это наши руки, и в них нужно держать рамочку, а потом вдруг оказывается, что рамочка переносится в другие части тела – в плечи, в спину, и вообще ее можно обнаружить в самых неожиданных местах. А ПОТОМ – вдруг приходится смириться с тем, что она иногда вообще не нужна, и можно вести одним взглядом…

Коннекшн – это связь в прямом переводе. Это то, что возникает на кончиках пальцев, или между нашими взглядами, или чем мы там еще ведем.

Взаимодействие – это результат связи, передающейся через рамочку.

Результатом является то, что в танцующей паре возникает удобное взаимопонимание. Пара танцует сложные фигуры, не договариваясь о том, что будет происходить; исполняет сложную технику, вращения со смещенной осью за счет взаимодействия и т.п.

Ведущий/лидер – тот, кто задает движение; следущий /фолловер – тот, кто реализует движение. Как правило, это мужчина и женщина, но может быть и в паре одного пола и даже наоборот. Главное – о соотношении этих ролей должно быть «соглашение».


Будет здорово, если вы расскажете об этом материале друзьям!

 

Как научиться ведению-следованию

И партнеры, и партнерши, только начиная танцевать, испытывают проблемы с правильным взаимодействием. Мужчинам сложно думать о том, что нужно делать самому, а еще нужно и повести на это партнершу. Дамам сложно свыкнуться с тем, что невозможно исполнить заданную схему, а нужно реагировать на меняющиеся «сигналы».

Я не делю статью на "партнерам" и "партнершам" потому, что обе стороны должны понимать и что делать самому, и что ожидать от другого.  

Обычно на первых занятиях многие сталкиваются с неумением держать рамочку, когда рука и корпус не связаны, рука движется отдельно, и в итоге ничего не получается. Когда партнерша фиксирует больше внимания на рамочке, возникает противоположное –руки напрягаются, тело закрепощается и так же плохо реагирует.

Я приведу такую аналогию. Все знают, что когда вы оказываетесь в незнакомом помещении в темноте, идти страшно. Можно врезаться в стенку, поэтому вы вытягиваете руки и идете очень осторожно. Но вот вы нащупали стену – и сразу расслабились: теперь можно пройти вдоль нее до двери.

Еще похожий пример, но более сложный. Попробуйте на улице пройти с закрытыми глазами хотя бы несколько шагов. Сразу возникает дезориентация, особенно если вы помните, что по пути – бордюры, ступеньки и т.п. Вы медленно нащупываете дорогу перед собой, пока не дойдете до первой ступеньки, чтобы не упасть. Но если вас ведут за руку, то весь путь пройти гораздо проще – особенно если вы доверяете поводырю! Ему достаточно легко приподнять вашу руку, и вы делаете высокий шаг и переступаете бордюр. Вы уже не идете вслепую – вашими «глазами» оказывается ведущий.

Легкости такого взаимодействия нам и нужно научиться. Партнерам – давать правильные сигналы. Партнершам – их воспринимать и понимать.

Правильное ведение как в хастле, так и вест-кост свинге похоже по ощущениям на резиновую ленту: она может быть натянутой больше или меньше, но никогда не провисает и ее нельзя рвать. Ведение должно быть непрерывным. Начинающие партнеры иногда действуют методом «рывков и толчков», но так можно только бильярдный шар загонять в лузу, а не партнершу – в правильное исполнение. Ведение не должно быть то резким, то исчезающим – «пунктирным».  Партнерша должна постоянно ощущать контакт и направление.

Момент смены направления или ускорения должен быть подготовлен. А для этого нужно ощущать перемещение веса обоих членов танцующей пары. Дама должна понимать на какой ноге она стоит – тогда будет ясно, с какой идти дальше. Партнер должен это понимать не хуже нее. Чтобы поменять направление движения, нужно дать это понять еще до окончания текущего шага. 

Ведение-следование – это диалог, в котором лидер сообщает направление, а фолловер отвечает движением. Чтобы слышать друг друга в диалоге, нужно уметь молчать. Это не красивые метафоры, а буквальное описание происходящего. «Шум» может забить все слова и связь пропадет. «Шум» со стороны партнерши – это движение без ведения, попытки «додумать» или «угадать», что будет  происходить. Еще, чтобы слышать, нужны внимание и концентрация. В паре внимание должно быть ограничено парой и музыкой. Ну и партнер следит за тем, чтобы не врезаться в соседей. Все остальное – лишнее.  

Иногда партнеры говорят «просто ведись!», дамы иногда сами говорят «я просто ведусь!». Как учебное обобщение, такое можно сказать – как напоминание о том, что необходимо следование. Но нельзя считать, что следовать – «просто» и можно забыть о всем и ничего не делать. Следование – это такой же активный процесс, как и ведение, требующий концентрации, реакции и действий.

Нельзя превращаться в неодушевленный предмет, который нужно двигать по танцполу. Рамочка – это не ручка тележки, за которую нужно схватиться и волочить. Сигнал на шаг – это сигнал, его нужно правильно интерпретировать и воплотить в жизнь. А кроме этого – снабдить всей красивой техникой исполнения шага, стилистикой из вашего арсенала в нужных местах, следить за балансом или контрбалансом…

Ощущение от хорошей партнерши – она легка, как пушинка. Вялость или зажатость в равной степени ощущаются как тяжесть и не доставляют удовольствия никому. Партнершу можно вести пальчиком, прикосновением, взглядом.

Чтобы быть услышанным, говорить нужно внятно. Партнеру очень важно 1. Самому понимать, что он хочет сделать. 2. Делать вовремя, не раньше и не позже. 3. Давать достаточные сигналы, не сильнее и не слабее.  

Аксиомы, которые нужно просто запомнить:

  1. Если начинающий партнер не ведет - не идите. Никуда. Речь идет не о тех моментах, когда умеющие танцевать партнеры дают партнерше пространство для импровизации, а именно об учебной ситуации, когда партнер еще не понял, как вести. Шагая без ведения, вы оказываете ему плохую услугу: он так и не поймет, как правильно вести. 
  2. Если партнер ведет неправильно – танцуйте неправильно. Если вы знаете, «как правильно сделать эту фигуру» - сделайте не ее, а то, что делает партнер. В результате получится танец, а не борьба, а вы получите навык следования, а не заученного шагания. Если это происходит на тренировке, ваше неправильное исполнение даст партнеру обратную связь и он сможет исправить свои ошибки. Конечно, если вам элементарно неудобно, нужно сказать об этом. 
  3. Если партнерша на танцполе не идет на ваши фигуры – не читайте ей лекции и не старайтесь «довернуть», дотянуть. Приспособьте танец к ней. В итоге она будет довольна вашей чуткостью, вы – будете гибко меняться, а не затверживать шаблоны. И опять же, получится танец, а не выяснение отношений.

Это все может показаться «ой, сложным», но фактически абсолютно естественно, и знакомо каждому, кто, например, прогуливался в паре в обнимочку. Вы помните, как неудобно в тот момент, когда шаги не синхронизированы? Как вы начинаете толкаться и мешать друг другу? Примерно так же ощущается танец без связи. Когда пара нашла «общий ритм», вы можете поворачивать, замедляться и т.п., совершенно не нуждаясь в словах. Это умеют все. Просто не надо думать, что в танце нужно  об этом забыть и учиться чему-то другому.

Просмотров: 3318 | | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar