История Хастла (американская часть)

Объективную историю хастла писать сложно, т.к. все происходило в местах и временах от нас достаточно отдаленных. Однако даже на основании различных мнений можно сложить близкую к реальности картину.

 

Версия 1, от International Hustle Dance Association (международная ассоциация хастла):

В конце 1960-х и на протяжении 1970-х годов дискотеки с качественным звуком и световыми эффектами стали популярной формой развлечений в Европе и Америке. В начале 1970-х танцы на дискотеках были в основном «фристайловыми», свободным стилем - похожим на «Рок», котороый исполняли тогдашние модные звезды эстрады (показательными были The Jackson Five). Афро-прически, брюки клеш и туфли на платформе определяли облик молодого поколения.

Приметы времени

это не совсем то, это все-таки шоу, но зато много фристайла

Небольшая группа молодых людей и подростков формировала субкультуру в Нью-Йорка. Они участвовали во многих дискотеках и танцевальных конкурсах, в основном исполняя вышеупомянутый «Рок». Популярными клубами были «The Contiki», «Footsteps» и «The Red and White». Это были клубы, где лучшие танцоры из районов Нью-Йорка собирались танцевать, соревноваться и обмениваться информацией.

В начале 1973 года на дискотеке под названием «The Grand Ballroom» («Большой бальный зал») был показан новый безымянный «контактный танец». В нем был простой шаг на 6 счетов, с простой формой, включающей внутренние и внешние одиночные повороты. Это и было рождением того, что позже будет называться Хастл. Молодые люди клуба заинтересовались им, – это было возвращение к романтике, ну и эффективный способ знакомства!

Танец быстро приобретал популярность. В латинских дискотеках того дня, – «The Corso», «Barney Goo Goo» и «The Ipanema», диско-музыка использовалась для заполнения между выступлениями живых групп. В этих клубах парные танцы всегда присутствовали в формах мамбо, сальса, ча-ча и болеро. В результате их влияния, простой танец на 6 счетов включил в себя действие «смена мяча» из мамбо и счет стал 1-2-3-и-4-5-6 (что ритмически разнообразило схемы). Танец, хотя и был парным, теперь выполнялся в основном бок о бок. Он также включил в себя множество сложных поворотов мамбо, смены рук, «веревочки» (смены с переплетением рук). Теперь его называли «веревочный», или латинский хастл.

Хотя основным центром хастла по-прежнему был Нью-Йорк, в следующие годы (1974, 1975), танец стал распространяться по Соединенным Штатам. Танцевальные конкурсы стали появляться в каждом городе. Интересная подробность: свое влияние на танец оказало гей-сообщество. Многие из его представителей, которые танцевали хастл, были профессиональными танцорами. Они добавили хореографичность в руки и эластичность в движения. В это время танец также трансформировался из линейного во вращательный.

«The Hustle - последний подлинный американский танцевальный танец, который родился и культивируется здесь, в Соединенных Штатах.»

С постоянным увеличением танцевальных конкурсов, участники искали новых улучшений. Акробатические элементы были введены в танцы для выступлений и соревнований. Их стали нанимать в ночные клубы, гостиницы и на телевидение для выступления. Эти возможности давали новые стимулы. Танец стал более быстрым и захватывающим, еще раз изменился счет: для ускорения первая часть 1-2-3 была отброшена, и осталась только вторая часть «и-4-5-6». Это позволяло более плотно  соединять трюки и фигуры, которые стали настолько популярными в конкурсах. В итоге стали считать «& 1-2-3». Это было окончательное рождение хастла, каким он и дошел до нас.

В конце 1970-х годов, несмотря на то, что хастл все еще преподавался в разных формах (хастл на 4 счета, старый латинский хастл), клубные танцоры Нью-Йорка уже использовали &1-2-3. В 1980-х хастл продолжал заимствовать у других танцевальных стилей. Из европейской части программы СБТ (спортивных бальных) пришли пивоты и проходные движения. Лучшее взяли также из свинга и латинской программы СБТ.

Американский хастл 80-ых во всей красе

 

Версия 2, от Ричарда Пауэрса, известного теоретика и практика социального танца c 40-летним опытом

Предыдущая версия грешит в основном тем, что преуменьшает испанское и пуэрто-риканское влияние. Как мы писали уже в истории свинга, в 50-60ых парные танцы вообще переживали плохие времена. В то же время, в испанских кварталах  традиции парного танцевания сохранялись, хотя бы потому, что для латиносов танцевать считалось очень почетным мужским занятием. Когда в Нью-Йорке развивалась диско-сцена, она адаптировала местную латинско-подростковую культуру свинга. Поэтому «латинский хастл» относится вовсе не к Латинской Америке, а к испанским кварталам NY – это важно понимать.

Структура, шаги и фигуры по сути пришли из свинговых танцев 50-ых (jitterbug/bop),которые были в то время отодвинуты «на задворки». Однако музыка 70-ых была новой, поэтому свинг получил и новую форму, и ощущался по-другому. Ритм свинга нужно было приспосабливать к жесткому квадрату диско.

В 70-ые танцевали и сольные, и парные танцы, но их пропорции изменялись. В первые 8 лет превалировали парные танцы… однако в 1978 году вышла «Лихорадка Субботнего Вечера», тот самый фильм с юным Траволтой. С одной стороны, он способствовал популяризации хастла, с другой – цитируем диско-танцора из Нью-Йорка Марию Торрес, «он действительно убил партнерское танцевание. Испанцы действительно умели танцевать в паре. Но новые массы, которые кинулись в клубы, чтобы воспроизводить увиденное в фильме, думали, что хастл – это фристайл, потому что так его показал Траволта». Партнерский танец хастл оставался, но был отодвинут фристайловым соло-танцеванием в последние годы диско-безумия.

Интересно, что оригинальный сценарий «Лихорадки субботнего вечера» включал только партнерский танец. Однако Траволта считал, что соло лучше будет выражать характер персонажа, и настоял на смене сценария. Так честолюбие отдельного актера определило целую танцевальную культуру.

Еще одним интересным фактором, также усилившим соло-тенденции, был рост употребления… крепкого алкоголя. В годы диско-лихорадки 44 000 новых клубов появилось в течение года. А продажи алкоголя были весьма выгодными. Питие поощрялось, а партнерское танцевание требовало более ясной головы, чем фристайл или «линейное танцевание» (он же «синхрон» - когда пара параллельно исполняют движения, без контакта).

Кстати, вопреки распространенному заблуждению, в фильме "Грязные танцы" танцуют мамбо, а вовсе не хастл. Источник заблуждения не ясен, при том, что в фильме неоднократно подчеркивают, что танцуют именно мамбо.

Пауэрс систематизирует виды хастла:

Латинский хастл (латинский свинг, Манхэттэнский испанский хастл): 1-2-3-& 4-5-6. Начинался с тэпа (шага без переноса веса)

Американский хастл (Нью-Йоркский хастл «на носках», Легкий хастл)

Шаги партнера: Тэп левой 2. Близкий шаг левой вправо без веса 3. Тэп вправо 4. Близкий шаг правой влево без веса, или на месте, или вперед. 5. Шаг левой на месте, или с перемещением 6. То же правой

Партнерша – зеркально с правой.

Уличный хастл (хастл на 4 счета, веревочный, диско меренге)

Шаги партнера: 1. Шаг левой 2. Шаг правой (эти 2 шага образуют свингующее движение) 3. Шаг назад левой 4. Возвращаемся на правую

По ритму это квик-слоу-слоу-экстра слоу.

По счету: и-1-2-3-пауза.

Также можно выделить диско-свинг (6 счетов: хук-степ-степ, хук-степ-степ, шаг, шаг); континентальный хастл (вбок левой – тэп правой, вбок правой – тэп левой, шаг левой, шаг правой); танго-хастл, хастл на 3 счета (одна из поздних версий, которая стала мэйнстримом в 80-е).

И еще десяток видов, менее заслуживающих внимания!

Что танцевалось на деле: после «Лихорадки…» в скором времени вышло более 50 книг, обучающих диско. Каждая книга и танцевальная студия предлагали один из описанных выше видов тайминга, аккуратно портируя фигуры танца на них. В реальности на диско-танцполах многие танцоры просто исполняли фигуры, не придерживаясь конкретного тайминга, добавляя случайные украшения, тэпы, кики, рок-стэпы, свивлы и позировки.

И это хорошо.

Сейчас хастл в Америке развивается мало, уступив место, в частности, вест-кост свингу.

 

Наша история хастла

Как развивался хастл на территории СНГ – это тема отдельного исследования, к которому мы вскоре вернемся. Внешний вид «нашего» хастла сейчас очень значительно отличается от американского, так что человек со стороны может даже и не заметить их родственность.

У нас он появился и развился в другую эпоху, был по-другому воспринят и занял другую нишу. Не имея запоминающегося прошлого в качестве эстрадного и шоу-танца, он зато не имеет и налета старины. Он был социальным танцем для улиц и вечеринок, получил мощное развитие как спортивный танец, что значительно обогатило и украсило его. Его структура весьма гибкая, что дает большие преимущества в музыкальности, позволяя исполнять фигуры с большими вариациями. Хастл развивается у нас на глазах, прямо сейчас он уже не такой, как еще пару лет назад, и все это превращает занятие этим танцем в приключение.  

Наш хастл сегодня:

 

Оригинал

Просмотров: 2056 | | Рейтинг: 3.9/8
Всего комментариев: 0
avatar