Бальные танцы: что это НА САМОМ ДЕЛЕ?

Знакомство с миром танцев обеспечивает ломку стереотипов, почти все, что ты знал до этого о танцах, оказывается стереотипом. Сегодня мы поговорим о словосочетании «бальные танцы», что оно включает в себя и из чего выделяется, что разрешает и к чему обязывает.

Начнем с важного: «бальные танцы» и «парные танцы» - на самом деле это синонимы. В нашей, как это правильно сказать, восточноевропейской зоне это не ощущается. Достаточно сравнить российскую и анлийскую вики-статьи бальные танцы и ballroom dance. Точнее, статьи «бальные танцы» нет вообще, есть только «спортивные б.т.», а в ней говорится «Под «бальными танцами» в настоящее время подразумевают словосочетания «спортивные танцы».

В то время как английская вики говорит «Бальные танцы - это набор партнерских танцев, которые танцуются как социально, так и соревновательно во всем мире. Бальный танец может в широком смысле относиться к любому типу парных танцев, исполняемых для отдыха».

Скорее всего, в связи с танцевальной культурой, утраченной на территории советского влияния. Наши родители хорошо помнят, что танцевальные вечера 70-80-ых – это были скорее «потоптушки», чем потанцушки. Люди, как правило, не умели танцевать, зажимались и делали это через силу – т.к. все же развлекаться, общаться и знакомиться надо было. А ведь именно это должна была быть зона приложения бальных танцев. И до сих пор при словах «бальные танцы» большинство представляет что-то далекое, закрытое, тяжкое и неудобоваримое.

Но это не так. И нужно привыкать к тому, что, например, вест кост свинг – это бальный танец. И наш любимый хастл, и зук, и буги-вуги – бальные танцы.

 

История бальных танцев в трех абзацах

В средние века разница между народными и бальными танцами была небольшой. Все танцевались по линиям или кругам с предпочтительным вовлечением всех присутствующих людей, без разбиения на пары. В 17 ст. во Франции появляется менуэт, быстро ставший изысканным вплоть до жеманности, да таким и остался до сих пор – символ ушедших времен, но он принес важное для нас: разделение на пары.

Когда старинная дворянская культура стала поступаться позициями, появились более свободные танцы, кадрили и котильоны. Их основной признак – постоянная смена партнерш, «прогрессия». За один танец каждый кавалер мог протанцевать если не со всеми, то большей частью дам в зале. Это – действительно социальный подход. В 19 веке стали танцевать польки и вальсы, последние произвели собственную революцию за счет использования близкой танцевальной позиции. Танцевать в объятиях – такого еще не было. Плюс, пары стали двигаться изолированно, не завися от некой определяющей схемы движения по танцполу – это определило облик современных бальных танцев.

В 20 веке балы пополнились многими новыми танцами. Танго растет от двух корней – испанского сольного танца и аргентинского парного, оно появилось перед Первой Мировой. Американские фокстрот, квикстеп, джайв, свинг, сафро-кубинская румба, испанский Пассадобль, бразильская самба, кубинская ча-ча дружно пополнили европейские бальные танцы. Примерно в то же время родилась идея соревнований (да-да, до этого никому такое в голову не приходило), а на соревнованиях вскоре ввели систему элиминации – т.е. из множества танцующих в начале захода пар выбывали те, кто танцевали не так ярко. Это способствовало стремительной «экзальтации» и танца, и нарядов, т.к. приходилось быть более броским, чтобы выделиться из толпы. Соревновательность вызвала жесткую стандартизацию – т.к. если нет правил, невозможно судейство – и намеренное усложнение техники, т.к. иначе был невозможен «спорт высоких достижений». В продвижении нового «спортивного бального» набора танцев сыграли роль личности – Ирена и Вернон Кастл, студия Артура Мюррэя; танцы создавались личностями, как например румба – дитя Пьера Лавеля; ведущую роль сыграло кино, которое открыло новый тип сюжета - любовная история на танцевальном фоне и танцующих актеров, таких как Фред Астер. Спад интереса во второй половине 20 в. с лихвой компенсировался в его конце вследствие многочисленных ТВ шоу, которые мгновенно заполнили залы танцевального спорта неофитами (впрочем, многие из которых отсеялись довольно быстро).

Спортивные бальные - это красиво, но местами страшно

 

Простота, красота и значение социальных бальных танцев

Т.е. история складывалась не «в силу необходимости», - мы не можем сказать, что по-другому не могло было бы быть – а некоторой степени стихийно. Отдельным энтузиастам удавалось изменять конъюнктуру спроса, иногда происходило наоборот.

Тем не менее, можно осмелиться предположить, что 21 век будет веком триумфа бальных танцев. Причем именно в их социальном обличье.

Мы своими глазами видели, как люди шли танцевать эту странную сальсу, иногда даже морщась от навязчивых специфических ритмов и мелодий – просто потому что хотелось танцевать парные, бальные танцы, без спорта - а вариантов не было. Потом сальса превратилась в целый спектр социальной латины. Может не столь на слуху, но вполне многочисленно и распространено движение исторических танцев, предлагающее массу уникальных возможностей – ненавязчивый эскапизм, свободу от попсы, простор для реконструкторства в сфере одежды. Вслед за этим должны прийти танцы, которые будут соответствовать вкусам большей половины аудитории, не охваченной сейчас – это буги, свинг, социальные фокстроты, вальсы и кросс-степ вальсы (без исторической составляющей, просто социальные).

Фактически мы находимся в уникальной ситуации, когда выбор танца диктуется не модой, а действительно личными вкусами, характером человека. На балу 21 века могут бесконфликтно пересекаться все танцы предыдущих ста лет развития бальных танцев. Это дает возможность каждому найти танец для себя – а потребность танцевать есть почти у каждого.

Триумф социальных танцев практически гарантирован тем, что люди нуждаются в площадках свободного общения – кроме узких элитарных сообществ по интересам, в площадках, где действительно можно выйти из собственного гетто и встретить других людей. В предыдущие периоды именно танцы и выполняли такую роль – деревенские посиделки-хороводы, дворянские балы.

Танцы позволяют и нам быть другими, открывать новые грани общения. Фразы вроде «хочешь узнать человека? Потанцуй с ним» - на просто фразы. Человек может на словах быть заботливым, но в паре не замечать ваших настроений и движений. И наоборот – не умеющий красиво болтать может оказаться умеющим идеально слышать и отзываться в танце. И этому стоит придать значение.

Поэтому, кажется, самое время забрать у спорта монополию на бальные танцы и вернуть их – по назначению.

Просмотров: 2136 | | Теги: социальные танцы, Бальные танцы | Рейтинг: 2.2/5
Всего комментариев: 0
avatar